Воскресенье, 05.01.2025, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Методическая служба Котельничского РУО

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Опыт победителей ПНПО » Опыт победителей ПНПО

Макарушкина Елена Анатольевна
[ Скачать с сервера (5.75 Mb) ] 14.01.2014, 10:21

Макарушкина Е.А.,

учитель музыки и МХК

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы

п.Карпушино Котельничского района Кировской области

 

 

МОЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ

эссе

 

Суть авторитета педагогического

Не сводится к внешней требовательности.

Педагог должен быть, прежде всего, личностью

Творческой,

Духовной,

Человеческой!

Крапивина Е.А.

 

Ну, наконец-то! Возможно, человечество обретет счастье, услышав философские основы простого сельского учителя. Скорее всего, Кант перевернется в гробу от зависти, а Борис Гершунский, знаменитый философ отечественного образования, наверное, засомневается во многих своих взглядах. И если Вы, уважаемый рецензент, не готовы услышать ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ИСТИНУ, то отложите в сторону сей великий трактат, и возьмите что-нибудь более предсказуемое.

Надеюсь, что тот, кто держит в руках эти строки, обладает чувством юмора, и мне удалось привлечь его внимание.

 

Жила маленькая девочка, которая мечтала стать учителем. Ей казалось, что учить – это так легко и просто. Достаточно получить Документ, в котором написано, что ты – Учитель. Но, получив Документ, учителем девочка не стала. И сказал Мудрец, знающий как стать настоящим Учителем: «Документ – это всего лишь приглашение в дорогу, которая приведет тебя к Истине».

Первыми на дороге к Истине девочка встретила двух собак. Большой пес спросил маленького щенка, гоняющегося за своим хвостом:

-          Зачем ты это делаешь?

- Я изучил философию, - ответил щенок, - я решил проблемы мироздания, которые не смогла решить ни одна собака до меня. Я узнал, что счастье мое – в хвосте, поэтому я гоняюсь за ним, чтобы стать счастливым.

- Глупый щенок, - сказал большой пес. Я тоже понял, что счастье мое в хвосте. Но я заметил, что куда бы я ни шел, что бы ни делал, он следует за мной.

И поняла девочка, что счастье искать не надо. Что она счастлива уже тем, что мечтает стать Учителем.

В одном большом городе девочка встретила Мастера, окруженного учениками. Один из них захотел найти вопрос, на который Мастер не смог бы дать правильного ответа. Он поймал мотылька, спрятал его в зажатой ладони и был готов раздавить мотылька в любой момент. Пытливый ученик спросил Мастера: «Скажите, живой или мертвый мотылек у меня в руке?». Мастер ответил: «Все в твоих руках».

Девочка решила, что настоящий Мастер-Учитель -  не тот, кто знает ответ на любой вопрос, а тот, кто умеет указать путь к правильному решению.

Дорога к Истине свела девочку с восточными странниками-монахами, которые грелись у костра и вели спор о сознании. Мастер Дзэн, учитель странствующих монахов, присоединился к ним и сказал:

- Посмотрите на этот большой камень. Как вы считаете, находится он внутри, или вне нашего сознания?

Один из монахов ответил:

- С буддистской точки зрения всякая вещь является воплощением сознания, поэтому камень находится внутри сознания.

- Твоя голова, должно быть очень тяжелая, - сказал Мастер, - если ты таскаешь в своем сознании такие камни.

Для девочки стало ясно, что мера Знания определяется не объемом усвоенной информации, а умением выделять и использовать главное, существенное, значимое.

Мудрость Востока подарила девочке встречу с книгой Джалаладдина Руми, в которой особенно ей запомнился «Спор грамматика с кормчим»:

Однажды на корабль грамматик сел ученый,

И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:

«Читал ты синтаксис?» - «Нет», - кормчий отвечал.

«Полжизни жил ты зря!» - ученый муж сказал.

Обижен тяжело был кормчий тот достойный,

Но только промолчал и вид хранил спокойный.

Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,

И кормчий бледного грамматика спросил:

«Учился плавать ты?» Тот в трепете великом

Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом»

«Увы, ученый муж! – промолвил мореход. –

Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет».

Открытием девочки, мечтающей стать Учителем, стало убеждение в том, что учить нужно тому, что пригодится в жизни.

Учить людей – значит самому оставаться, прежде всего, человеком, не возвышаться над другими. Наверное, это главное, что поняла девочка, встретив на своем пути гордых рыбу и тигра, которые не хотели быть как все. Рыба решила жить на суше. Выпрыгнув на берег, она погибла. Тигр, спустившийся с гор, был пойман и посажен в клетку.

Учитель должен сам соответствовать тем нормам морали, поведения, ценностных ориентаций, которым учит своих учеников.

По дороге к Истине на глазах у девочки произошло поучительное событие. Столетний дуб, гордящийся своим вековым статусом и мощью, великаном возвышался над маленьким зеленым ростком. Налетевший шквал сильного ветра не смог сломить гибкого и податливого ростка, наклонявшегося до самой земли и вновь поднимавшего свою голову. А окаменевшие и огромные ветви дуба рухнули в одночасье. Так понятными стали слова древнего китайского ожерелья мудростей Конфуция:

Человек рождается слабым, гибким.

Умирает матерым, окоченевшим.

Ростки пробиваются нежными, влажными,

уходя в землю твердыми, сухими.

Значит, сильное, упрямое – признаки смерти.

Слабое, уступчивое – признаки жизни.

Война без маневра – обречена на провал.

Если дерево не гнется – живет до первой бури.

Прочное, крепкое – считает дни.

Мягкое, податливое – считает столетия.

Учитель, считающий, что познал все в искусстве обучать других, умирает как учитель. Быть способным учить других, значит быть готовым постоянно учиться самому.

 

Долго и упорно шла девочка, мечтающая стать Учителем по дороге Истины. И когда казалось, Истина близка, девочка встретила двух собак. Щенок продолжал гоняться за своим хвостом, а большой пес поучал маленького основам мироздания...

... И поняла девочка, что она счастлива уже тем, что мечтает стать Учителем.

...И свое формируя сознанье

С каждым днем от момента рождения,

Мы  бредем по дороге познанья,

А с познаньем приходит сомненье.

 

Истинный Учитель – это не только высококвалифицированный специалист. Это мастер – думающий, пытливый, готовый к принятию нового. Умеющий гордиться успехами своих учеников.

Категория: Опыт победителей ПНПО | Добавил: Cvetlana
Просмотров: 698 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши мероприятия
Форма входа
Поиск