Макарушкина Е.А.,
учитель музыки и МХК
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
основной
общеобразовательной школы
п.Карпушино
Котельничского района Кировской области
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
эссе
Суть авторитета педагогического
Не сводится к внешней требовательности.
Педагог должен быть, прежде всего, личностью
Творческой,
Духовной,
Человеческой!
Крапивина Е.А.
Ну,
наконец-то! Возможно, человечество обретет счастье, услышав философские основы
простого сельского учителя. Скорее всего, Кант перевернется в гробу от зависти,
а Борис Гершунский, знаменитый философ отечественного образования, наверное,
засомневается во многих своих взглядах. И если Вы, уважаемый рецензент, не
готовы услышать ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ИСТИНУ, то отложите в сторону сей великий
трактат, и возьмите что-нибудь более предсказуемое.
Надеюсь, что
тот, кто держит в руках эти строки, обладает чувством юмора, и мне удалось
привлечь его внимание.
Жила маленькая
девочка, которая мечтала стать учителем. Ей казалось, что учить – это так легко
и просто. Достаточно получить Документ, в котором написано, что ты – Учитель.
Но, получив Документ, учителем девочка не стала. И сказал Мудрец, знающий как
стать настоящим Учителем: «Документ – это всего лишь приглашение в дорогу,
которая приведет тебя к Истине».
Первыми на
дороге к Истине девочка встретила двух собак. Большой пес спросил маленького
щенка, гоняющегося за своим хвостом:
- Зачем ты это делаешь?
- Я изучил
философию, - ответил щенок, - я решил проблемы мироздания, которые не смогла
решить ни одна собака до меня. Я узнал, что счастье мое – в хвосте, поэтому я
гоняюсь за ним, чтобы стать счастливым.
- Глупый
щенок, - сказал большой пес. Я тоже понял, что счастье мое в хвосте. Но я
заметил, что куда бы я ни шел, что бы ни делал, он следует за мной.
И поняла девочка,
что счастье искать не надо.
Что она счастлива уже тем, что мечтает
стать Учителем.
В одном
большом городе девочка встретила Мастера, окруженного учениками. Один из них
захотел найти вопрос, на который Мастер не смог бы дать правильного ответа. Он
поймал мотылька, спрятал его в зажатой ладони и был готов раздавить мотылька в
любой момент. Пытливый ученик спросил Мастера: «Скажите, живой или мертвый
мотылек у меня в руке?». Мастер ответил: «Все в твоих руках».
Девочка решила,
что настоящий Мастер-Учитель - не тот, кто знает ответ на любой вопрос, а
тот, кто умеет указать путь к правильному решению.
Дорога к
Истине свела девочку с восточными странниками-монахами, которые грелись у
костра и вели спор о сознании. Мастер Дзэн, учитель странствующих монахов,
присоединился к ним и сказал:
- Посмотрите
на этот большой камень. Как вы считаете, находится он внутри, или вне нашего
сознания?
Один из
монахов ответил:
- С
буддистской точки зрения всякая вещь является воплощением сознания, поэтому
камень находится внутри сознания.
- Твоя голова,
должно быть очень тяжелая, - сказал Мастер, - если ты таскаешь в своем сознании
такие камни.
Для девочки
стало ясно, что мера Знания
определяется не объемом усвоенной информации, а умением выделять и использовать
главное, существенное, значимое.
Мудрость
Востока подарила девочке встречу с книгой Джалаладдина Руми, в которой особенно
ей запомнился «Спор грамматика с кормчим»:
Однажды на корабль грамматик сел ученый,
И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:
«Читал ты синтаксис?» - «Нет», - кормчий отвечал.
«Полжизни жил ты зря!» - ученый муж сказал.
Обижен тяжело был кормчий тот достойный,
Но только промолчал и вид хранил спокойный.
Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,
И кормчий бледного грамматика спросил:
«Учился плавать ты?» Тот в трепете великом
Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом»
«Увы, ученый муж! – промолвил мореход. –
Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет».
Открытием
девочки, мечтающей стать Учителем, стало убеждение в том, что учить нужно тому, что пригодится в жизни.
Учить людей – значит самому оставаться,
прежде всего, человеком, не возвышаться над другими. Наверное, это
главное, что поняла девочка, встретив на своем пути гордых рыбу и тигра,
которые не хотели быть как все. Рыба решила жить на суше. Выпрыгнув на берег,
она погибла. Тигр, спустившийся с гор, был пойман и посажен в клетку.
Учитель должен сам соответствовать тем
нормам морали, поведения, ценностных ориентаций, которым учит своих учеников.
По дороге к
Истине на глазах у девочки произошло поучительное событие. Столетний дуб, гордящийся
своим вековым статусом и мощью, великаном возвышался над маленьким зеленым
ростком. Налетевший шквал сильного ветра не смог сломить гибкого и податливого
ростка, наклонявшегося до самой земли и вновь поднимавшего свою голову. А
окаменевшие и огромные ветви дуба рухнули в одночасье. Так понятными стали
слова древнего китайского ожерелья мудростей Конфуция:
Человек рождается слабым, гибким.
Умирает матерым, окоченевшим.
Ростки пробиваются нежными, влажными,
уходя в землю твердыми, сухими.
Значит, сильное, упрямое – признаки смерти.
Слабое, уступчивое – признаки жизни.
Война без маневра – обречена на провал.
Если дерево не гнется – живет до первой бури.
Прочное, крепкое – считает дни.
Мягкое, податливое – считает столетия.
Учитель, считающий, что познал все в
искусстве обучать других, умирает как учитель. Быть способным учить других,
значит быть готовым постоянно учиться самому.
Долго и упорно
шла девочка, мечтающая стать Учителем по дороге Истины. И когда казалось,
Истина близка, девочка встретила двух собак. Щенок продолжал гоняться за своим
хвостом, а большой пес поучал маленького основам мироздания...
... И поняла
девочка, что она счастлива уже тем,
что мечтает стать Учителем.
...И свое формируя сознанье
С каждым днем от момента рождения,
Мы бредем по дороге познанья,
А с познаньем приходит сомненье.
Истинный Учитель
– это не только высококвалифицированный специалист. Это мастер – думающий,
пытливый, готовый к принятию нового. Умеющий гордиться успехами своих учеников. |