Суицидальное
поведение
Суицидальные
попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается
в завершенном суициде. Суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего
возраста и достигает максимума в 16-19 лет. Рост суицидальной активности в
группе лиц моложе 20 лет связывается с наличием острых конфликтов в
семейно-бытовой, интимно-личностной, учебной и трудовой сферах.
Для подростка физическая смерть может восприниматься
как начало бессмертия. Отличительной особенностью данного периода является
повышенный интерес к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение
философскими проблемами жизни и смерти.
В этом же
возрасте (12-14 лет) у большинства подростков имеется определенная внутренняя
концепция суицида, которая в случае возникновения суицидогенного конфликта
будет оказывать непосредственное влияние на его реальное поведение. Поэтому
профилактика суицидального поведения должна проводиться с раннего детства, а не
после совершения суицидальной попытки.
Одной из
причин совершения суицидальных действий в подростковом возрасте являются
конфликты с родителями. Отчужденность от родительской семьи, обусловленная
реакцией эмансипации, при одновременной потребности подростка в близких,
эмоционально окрашенных отношениях, приводят подростка к стремлению вырваться
из семейного окружения и поиску тепла вне дома, часто в компании людей старших
по возрасту и с асоциальными наклонностями. Все это в свою очередь усиливает и
обостряет конфликтные отношения подростка с родителями. Старшее поколение
стремится контролировать подростка, что приводит лишь к усилению проявления
реакций эмансипации и группирования со сверстниками.
Большинство суицидальных действий в подростковом возрасте,
будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.),
направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных
связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о
«покушении на самоубийство», а лишь о применении суицидальной попытки для
достижения той или иной первичной (не суицидальной) цели. Иногда суицидальное
поведение у подростков определяется стремлением к временному «выключению» из
ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных
намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока. Действиям
характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко
чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость
критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность принятия
решений. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается
гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. В период
подросткового возраста возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической
оценке окружающего мира и своей личности.
Основные
мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
û
Переживание обиды, одиночества, отчужденности и
непонимания.
û
Действительная или мнимая утрата любви
родителей, неразделенное чувство и ревность.
û
Переживания, связанные со смертью, разводом или
уходом родителей из семьи.
û
Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия,
самообвинения.
û
Боязнь позора, насмешек или обвинения.
û
Страх наказания, нежелание извиняться.
û
Любовные неудачи, сексуальные эксцессы,
беременность.
û
Чувство мести, злобы, протеста; угрозы или
вымогательство.
û
Желание привлечь к себе внимание, вызвать
сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
û
Сочувствие или подражание товарищам, героям книг
или фильмов.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в
целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание
родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом
против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой
шаг, как правило, замкнутые, ранимые подростки от ощущения одиночества,
собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Доброе участие,
своевременная психологическая поддержка, оказанная подросткам в трудной
жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Воспринимаемое
отсутствие поддержки со стороны родителей также является значимым предиктором
подростковых суицидальных мыслей.
Признаки
суицидальной активности
Большинство
потенциальных самоубийц проявляют характерные признаки, которые можно разделить
на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные
признаки:
– «Я решил
покончить с собой».
– «Надоело.
Сколько можно! Сыт по горло!»
– «Лучше
умереть!»
– «Пожил - и
хватит!»
– «Ненавижу
свою жизнь».
– «Ненавижу
всех и все!»
– «Единственный
выход - умереть!»
– «Больше не
могу!»
– «Больше ты
меня не увидишь!»
– «Ты веришь
в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»
– «Если мы
больше не увидимся, спасибо за все».
– «Выхожу из
игры. Надоело!»
Поведенческие
признаки
Когда люди
вдруг начинают вести себя непривычно, это верный знак того, что с ними что-то
неладно. Потенциальные суициденты обычно грустны, задумчивы или же взвинчены,
озлоблены, часто ненавидят сами себя. В поведении и внешнем виде тех, кто
вынашивает планы самоубийства, проявляются их отрицательные эмоции. Проследить
изменение в поведении подростков можно по следующим параметрам:
Питание. Подростки с хорошим аппетитом
становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный,
едят «в три горла». Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные,
наоборот, худеют.
Сон. В большинстве своем суицидальные
подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются
в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся
только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
Школа. Многие учащиеся, которые раньше
учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко
падает. Тех же, кто и раньше был отстающим, теперь нередко исключают из школы.
Внешний вид. Известны случаи, когда
подростки, склонные к суициду, перестают следить за своим внешним видом. Они не
причесываются, неряшливо одеваются. Подростки, оказавшиеся в кризисной
ситуации, неопрятны, ходят в мятой и грязной одежде, и, похоже, им совершенно
безразлично, какое впечатление они производят.
Активность. Подростки, которые
переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены
покидают команды, музыканты перестают играть на музыкальных инструментах, те
же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают
встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
Стремление к уединению. Суицидальные
подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не
выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни. Иногда они
стараются уйти незаметно, чтобы никто из присутствующих не обратил внимания на
их отсутствие. Иногда они ведут себя так, словно жизнь им опостылела, и всем
своим видом дают понять, что все и все им надоело.
Приведение дел в порядок. Одни
суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут
необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок». Одни кинутся убирать
дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны
были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля,
вымыть пол в комнате, разобрать бюро или письменный стол. Во всех этих
поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них
совершенно нормален и закономерен.
Агрессия, бунт и неповиновение.
Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они
злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели
их, не оправдали их ожиданий. Бывает, они злятся на самих себя, и их гнев
проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в
настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.
Саморазрушающее и рискованное поведение.
Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут
себя «на грани риска». Они сломя голову носятся на машинах, велосипедах и
мотоциклах. Где бы ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся
горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на
пределе скорости и риска. Некоторые даже имеют при себе огнестрельное оружие и,
строя из себя лихих гангстеров, беззаботно размахивают пистолетом, направляют
дуло себе в лоб, заявляют, что «шутят», - и демонстрируют наигранное
хладнокровие.
Некоторые
молодые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о
своем здоровье. Они могут начать много курить, пить или употреблять наркотики,
либо совмещать наркотики с алкоголем.
Бывает, что
суицидальные подростки, в особенности девушки, начинают голодать. Те, кто
страдает анорексией, перестают есть совсем или же едят очень мало, на пределе
возможного. Тех, у кого булимия, рвет после каждого приема пищи. Бытует мнение,
что эти девушки голодают и доводят себя до изнеможения, поскольку стремятся
любой ценой «сохранить фигуру», однако многие психологи и психотерапевты видят
в этих нарушениях приема пищи не столько желание похудеть, сколько крик о
помощи.
Потеря самоуважения. Бывают дни, когда
любой подросток ощущает себя самым уродливым, самым неуклюжим и самым глупым
существом на свете. Однако такое «самобичевание» длится обычно не долго.
Происходит какая-то приятная неожиданность, и самобичевание сменяется
самовосхвалением, все встает на свои места. Как правило, у молодых людей хватает
самоуважения и самоуверенности, что позволяет им пережить тяжелые времена и
перемены настроения, которым они так подвержены.
Совсем другое
дело - подростки, которые самоуважение утратили. Вид у них такой, будто они
что-то потеряли. При разговоре в глаза собеседнику не смотрят. Говорят фразы
типа «Ничего у меня не получается», или «Какой я дурак!», или «Никому я не
нужен». Самое ужасное, что они сами верят в то, что говорят. Впечатление такое,
будто они совершенно не верят, что кто-то относится к ним иначе.
Молодые люди
с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения
считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры
и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом
случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
Ситуационные признаки:
- ребенок
может решиться на самоубийство, если социально изолирован, чувствует себя
отверженным;
- живет в
нестабильном окружении (серьезный кризис в семье; алкоголизм, личная или
семейная проблема);
- ощущает
себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
-
предпринимал раньше попытки самоубийства;
- имеет
склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей,
знакомых или членов семьи;
- перенес
тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- критически
относится к себе.
Для
подростков, склонных к самоубийству, характерны высокая внушаемость и
стремление к подражанию. Поэтому когда случается одно самоубийство, оно
становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому
подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединяются с целью создания
некой субкультуры самоубийств (эпидемии самоубийств среди подростков).
Стадии суицидальной активности
Специалисты
расценивают суицидальную активность как определенный процесс, состоящий из
нескольких стадий, прохождение которых подчинено внутренней логике развития
состояния. Информация об основных этапах предсуицидального периода может
служить в качестве диагностического материла.
Первая стадия. Стадия общих
недифференцированных антивитальных переживаний. В основе этих переживаний -
снижение субъективной ценности жизни как таковой. Это фиксируется в таких,
например, высказываниях абонентов: «Не живешь, а существуешь», «Жизнь
бессмысленна...» и т.д.
Вторая стадия. Стадия пассивных
суицидальных мыслей характеризуется наличием рассуждений, представлений и
фантазий на тему уже собственной смерти. Показательно, что в процессе
вербализации данных представлений отсутствует ориентация на конкретные
содержательные аспекты их реализации. Эти представления отличаются абстрактной
и обобщенной стилистикой изложения: «Вот если бы я умер, то тогда...», «Хорошо
бы заснуть и не проснуться».
Третья стадия. Стадия суицидального замысла
характеризуется увеличением суицидальной активности: ранее достаточно
обобщенные и расплывчатые мысли обретают конкретное содержание. В этом случае
абонент может обсуждать различные формы самоубийств, «примеривая» их на себя.
Замысел уже существует в сознании, но в реальной жизни абонент еще не
предпринимает каких-либо подготовительных действий для его осуществления.
Четвертая стадия. Стадия суицидального
намерения характеризуется созданием конкретного детализированного плана
совершения самоубийства. В данном случае человек уже старается разработать для
себя четкое представление о том, как, где и в какое время произойдет
суицидальный акт.
Кроме
косвенных наблюдаемых словесных поведенческих и ситуационных признаков
существуют психодиагностические методики определения суицидального риска.
Семейная
дезорганизация как фактор суицидальной активности.
Диагностика
семейных отношений
Семейная
дезорганизация занимает первое место среди социально-психологических факторов
самоубийств. Это, как правило, отсутствие отца в раннем детстве,
недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского
авторитета, матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность
родителей, телесные наказания ребенка. Суицидальный характер носит и распад
семьи: разводы родителей, сожительство, заключение повторных браков, конфликты
между родителями, болезнь и смерть родственников, наличие в семье лиц с
асоциальным поведением.
Существенную
роль здесь оказывает и тип семьи, каждый из которых может по-своему влиять на
формирование суицидального поведения.
Семьи могут
отличаться по степени сплоченности. В интегрированных семьях каждый член семьи
неотделим от семейной группы. В дезинтегрированной семье члены семьи обособлены
друг от друга. Семья может быть и суперинтегрированной, например, неполная
семья: мать и ребенок. Суицидальное воздействие могут оказывать и те и другие
семьи. В высокоинтегрированных семьях ребенок теряет чувство автономности и
потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребенка
невыносимой. В дезинтегрированных семьях суицидоопасной может оказаться позиция
ребенка, если он оказался в одиночестве. У родителей своя жизнь, свои проблемы,
и ребенок оказывается один. Дезинтегрированные семьи чаще оказывают
суицидальное воздействие, чем высокоинтегрированные.
Гармоничные и
дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и
ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные
ориентации не совпадают, то один из членов семьи старается авторитарными
методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае
возникают суицидоопасные ситуации.
Корпоративные
и альтруистические семьи отличаются по типу общения между членами семьи.
Общение в корпоративных семьях строится на договорных началах. Каждый выполняет
свои функции при условии, что остальные выполняют свои. В этих семьях, по
сравнению с альтруистическими, наиболее возможен суицид подростка, особенно
если он является помехой для остальных членов семьи. В альтруистических семьях
каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В них суицид
наименее вероятен, а если и встречается, то носит жертвенный характер: человек
считает, что он должен покинуть остальных, чтобы не быть им в тягость.
В открытых
семьях связи с внешним миром очень многообразны и члены семьи стараются
расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешним миром ограничена,
поэтому они являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.
Гибкие семьи
обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям,
консервативные семьи такой способностью не обладают. В них чаще всего случаются
суициды. Предположим, что в силу каких-то внешних условий подросток оказался
вовлеченным в конфликт, например, с учителем. Он ждет помощи от семьи, семья же
помочь ему ничем не может, в ее практике не было таких случаев. И чаще всего
под давлением она встает на поддержку школы. И ребенок, оказавшись в состоянии
социальной изоляции, может совершить самоубийство.
В
авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого
зависит принятие решений. Грубый нажим со стороны властного родителя может
вызвать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях
существует равенство в принятии решения. В них гораздо реже можно встретить
попытки суицида.
Также
встречаются и «проблемные» семьи, те, в которых один из членов семьи, а иногда
и вся семья ведут преступный образ жизни. Это семьи алкоголиков, наркоманов или
те, в которых один из членов семьи болен. В них существует опасность суицида у
детей, которые усваивают девиантные формы поведения.
Следующим
фактором, оказывающим существенное влияние на формирование суицидального
поведения в подростковом возрасте, является неправильное отношение к ребенку со
стороны родителей.
Ребенок в
семье может выступать в роли «опекаемого» или «отвергаемого». У опекаемых
обычно завышена самооценка, они считают себя очень значимыми для окружающих,
которые практически постоянно изолировали их от негативных переживаний, поэтому
в любой психотравмирующей ситуации они беспомощны и не могут найти из нее
выхода. Другая крайность - это отвергаемые дети. Они постоянно испытывают
эмоциональное отталкивание со стороны взрослых и нередко страдают от
одиночества. Наиболее ранимые из них и представляют суицидоопасную группу. Их
суицидальное поведение - способ обратить на себя внимание, отомстить обидчикам.
Суициды возможны и при появлении в семье второго ребенка, тогда первый начинает
испытывать недостаток родительской любви.
Семье принадлежит значительная роль в жизни подростка, в
усвоении им социально-культурных норм и моделей поведения, поэтому изучение
семейного окружения является одним из необходимых условий для понимания причин,
формирующих девиантное поведение. Основная трудность состоит в выявлении
того, что именно в семье связано с появлением у подростка отклонений в
поведении, и в том числе суицидального поведения, и, соответственно, в
определении объекта семейной диагностики.
Под семейной
диагностикой понимается обычно выявление супружеских или семейных нарушений,
«патогенных семейных отношений».
Однако
аномалии в семейных отношениях не могут служить достаточным основанием для
отнесения данной конкретной семьи в разряд суицидогенных. Равным образом семьи
без видимых признаков аномалий не дают гарантии, что у членов таких семей не
возникнут суицидальные тенденции.
Если
рассматривать семью как малую социально-психологическую группу с характерными
для нее типами внутрисемейного общения, то нас будет интересовать только
коммуникативная функция.
Под социально-психологической дезадаптацией
понимается нарушение механизмов взаимосвязи личности и среды, происходящие как
за счет внутриличностных изменений, так и за счет изменений в сфере ближайшего
окружения.
Каким образом
в семье может возникнуть суицидальная ситуация? Переживание
социально-психологических кризисов будем связывать с утратой подростком высоко
значимой для него позиции (в структуре внутрисемейного общения).
Позиция в
общении может быть охарактеризована как сильная или слабая в зависимости от
того, сколько коммуникативных возможностей она дает личности и в какой мере он
удовлетворен своим местом в системе общения. Достижение той или иной позиции в
общении зависит от личности, гибкости ее психики и умения приспосабливаться к
другим, от его сознательных усилий достичь желаемого к себе отношения и от
оценки, которую дают индивиду окружающие. Прежде всего следует отметить, что
подростку не всегда удается понять, какого рода поведения ждут от него
окружающие.
Степень
удовлетворенности своей позицией зависит от того, что именно в общении
привлекает подростка, на что он ориентируется, от чего отталкивается и в какой
среде ему удается этого достичь.
Если семейные
отношения высокозначимы для подростка (в его системе ценностей), он стремится к
тому, чтобы его любили, понимали, доверяли ему, чтобы его авторитет был высок.
Если семья малоценна, он будет избегать интенсивного общения и пожелает
отстоять свою автономию, чтобы ему не мешали жить так, как он считает нужным.
Позиция в
семье неоднократно меняется. Среди причин можно выделить следующие: рождение
или смерть членов семьи, заключение брака, изменение экономического статуса
семьи, переезд в другой город, болезнь и т.д. Например, дети не оправдывают
ожиданий родителей и, как следствие, возникает взаимное раздражение,
эмоциональная холодность, психическая напряженность. Изменение позиции может
вызвать отвержение данных отношений или примирение с таким положением.
Неприятие новой позиции в общении вызывает у личности глубинный внутренний
конфликт, суть которого состоит в столкновении потребности в общении и
невозможности реализации его в привычных формах. Чем больше значимых связей
разорвано, тем острее ощущение потери. Невозможность реализации основных
ценностей личности воспринимается как утрата жизненного стержня, как
катастрофа.
Суицидальное
поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на
семейное окружение и вернуть, таким образом, утраченную позицию. В других
случаях, когда подросток осознает необратимость прежней позиции в общении и
вместе с тем не чувствует в себе сил для продолжения жизни, возможен истинный
суицид.
Чем меньше у
подростка социальных связей, тем скорее неблагополучие может привести к
дезадаптации. И чем больше социальных связей, тем легче он может компенсировать
неудачи в одной сфере переключением интересов в другую сферу.
При изучении
семей суицидентов в 95% случаев обнаружился отягощенный семейный анамнез:
хронический алкоголизм, которым страдали один или оба родителя; тяжелые
характеропатии и личностные акцентуации родителей, создающие в семье обстановку
напряжения; патология, наблюдающаяся у родственников и родителей, клинически
очерченные депрессии и другие психозы, случаи самоубийства в семьях
суицидентов.
Профилактика
суицидальной активности среди детей и подростков
Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского
«praevenire» - «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и
психологических предвестников суицида поможет понять и предотвратить его.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения.
Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и
другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство
отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не
каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе,
становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за
которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются
у каждого человека, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и
подумать, что произойдет такое несчастье!» - восклицают близкие. И все же почти
каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим
о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно,
непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно
ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до
75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва
уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾
тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо
поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть
выслушанными.
Исследование ученых показало, что почти половина несовершеннолетних
делятся своими депрессивными переживаниями с родителями. При этом многие
самоубийства подростков происходят дома, причем родители часто находятся
буквально в соседней комнате. Было выяснено, что в большинстве случаев
подростковых суицидов дефицит общения между родителями и детьми был важным
фактором в их желании покончить с собой. Становится очевидным, что улучшение
взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств у подростков. В
противном случае, если родители вместо искреннего отклика на заботы и волнения
своих детей будут использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут
учащаться. Взрослым необходимо уделять больше времени внимательному
выслушиванию своих детей и стараться понять, что они на самом деле имеют в виду
и о чем думают. Со своей стороны молодежь тоже должна с пониманием относиться к
взглядам и ценностям взрослых. Детям и родителям для более эффективного общения
вовсе не обязательно соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во
взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними
сохраняются безусловная любовь и поддержка. В группу риска входят дети и
подростки с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие
алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением,
включающим физическое насилие.
Один из путей
профилактики суицида - выявление детей и подростков, попадающих в группу риска,
и дальнейшая их реабилитация.
К группе риска относятся
молодые люди с нарушением межличностных отношений, «одиночки»,
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или
криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичные к себе.
Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни
и реальными достижениями. Люди, страдающие от болезней или покинутые
окружением.
В основе работы с несовершеннолетними должны
лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются
равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической
ситуации и ее совместного разрешения.
Профилактика
суицида заключается, в первую очередь, в информировании детей и подростков о
работе телефонов экстренной психологической помощи, Телефона доверия.
К профилактическим мерам можно отнести:
1) обучение социальным навыкам и умениям преодоления
стресса;
2) оказание подросткам социальной поддержки с помощью
включения семьи, школы, друзей;
3) проведение социально-психологических тренингов проблем -
разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания
индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки,
развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение
навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование
поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии
избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка
мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих
навыков.
Исследования
в области суицидологии показали, что депрессия предшествует большинству
суицидов. Раннее распознавание симптомов депрессии является важным фактором
предупреждения суицида. |