1 ноября 1938
года Кировский институт усовершенствования учителей стал самостоятельным
учреждением, отделившись от педагогического института. Эта дата считается днем
рождения методической службы Кировской области. Однако, в документах более
раннего периода этого года говорится об организации методической сети
Котельничского района. В книге приказов РОНО 1938 года есть распорядительные
документы о принятии на работу сотрудников в райпедкабинет. В эти годы была
организована деятельность кустовых методических объединений при каждой школе.
Их функционированию уделялось серьезное внимание. Об этом говорит содержание
приказов №168 от13 ноября 1942
г. «§ 1 За слабое развертывание методической работы в
Красногорском кусте руководителю КМО тов.Перминовой объявить выговор. § 2 За
срыв работы КМО при Чернятьевской школе директора неполной средней школы
тов.Патрушеву предупредить», №314 от 9 декабря 1946г. – «Проверка работы КМО,
предметных секций установила, что выполнение приказа зав. облоно срывается…».
Были и положительные приказы: Например, по Макарьевскому РОНО (Макарьевский
район был самостоятельным) приказ № 15
от 8.03.1942 г. констатирует: «Итоги работы КМО и секций показали, что ряд КМО
имеют большие достижения в своей работе, изучают сельскохозяйственный труд с
учителями куста, вопросы всеобуча, повышения успеваемости, воспитательной
работы и др., как например Куринское КМО (руководитель Некрасов), Спасское КМО
(руководитель Зыкина Т.Г.), Сретенское (руководитель Дудина А.Ф.). Хорошо
поставлена работа секции учителей биологии (руководитель Никитина Е.Н.).
Приказываю: § 1 За хорошее руководство в КМО и в секциях Тарасовой Л.Г.,
Никитиной Е.Н. объявить благодарность. § 2 За хорошую подготовку и проведение
докладов на секциях т. Греховой З.И., Малковой Е.В. объявить благодарность. § 3
За срыв докладов на секциях N,
M, K предупредить. § 4 предлагаю всем
директорам и зав. школами усилить руководство КМО, обеспечить 100% явку
учителей и подготовку ими докладов».
В 1970-71
учебном году (зав. РОНО Т.Ф.Синцова) было создано 6 кустовых методических
объединений. Например, в Спицынское входили следующие средние школы - Спицынская,
Юрьевская; восьмилетние - Сенниковская,
Красногорская, Александровская, Молотниковская, Чернятьевская, начальные -
Кощеевская , Владимирская, Верхнекуринская.
В Покровское КМО входили средние
школы - Покровская, Боровская, восьмилетние – Вишкильская, Лопышевская,
Козловажская, начальные – Коромысловская, Черемисская, Соловьевская, Черновская,
Совхозная, Глушковская.В Чистопольском КМО были кроме Чистопольской средней, восьмилетняя
Катневская, начальные - Волковская, Косолаповская, Изиповская. Вот такая была
сеть школ!
В трудные
предвоенные, военные и послевоенные годы проблема повышения квалификации была
одной из главных правительства, отделов народного образования. Приказ 1943 г. заведующего РОНО
отмечает, что в Котельничском районе 70 педагогов не имеют специального
образования, он обязывает всех их «вступить на заочную учебу».. Заведующий
Макарьевского РОНО приказом 1944 года направляет на летнюю сессию в пединститут
51 человека, в педагогические училища – 22. Приказ 1943 года обязывает
директоров и зав.школами, в которых имеются учителя-заочники, «ежемесячно
проверять работу каждого заочника по его учебе и во всех случаях их
бездеятельности сообщать в РОНО» Каждый учитель-заочник, обучающийся
удовлетворительно, от платы за обучение освобождался. Проезд на сессии и
консультационные пункты оплачивался по линии РОНО. Учителям-заочникам
назначались консультанты из числа преподавателей педучилища.
Впервые в
послевоенные годы речь о направлении на курсы идет в приказах 1945 года. Прежде
учителя повышали свою квалификацию на базе педучилищ, учительского института.
Приказ №154 от 07.07.1945 г. по Макарьевскому РОНО иллюстрирует высокие
требования к этой форме повышения квалификации: «Начало работы районных
учительских курсов показывает, что ряд директоров, зав.школами не придали
должного значения повышению квалификации учителей, значительное количество
учителей на курсы не явилось. Приказываю: 1.За срыв курсовых мероприятий зав.
школами объявить выговор. 2.Предупредить всех учителей, которые должны явиться
на курсы, что в случае неявки 9июля они будут привлечены к судебной
ответственности. 3.Предупредить директоров школ о персональной
ответственности.»
Несмотря на военное
время, дважды в год проводились общерайонные учительские совещания. Например, в
1943 году – с 5 по 8 января!
Большое
внимание уделялось самообразовательной работе педагогов. Этот процесс
контролировался. Например, приказом по Макарьевскому РОНО от 1944г. предписывалось:
«…подготовить индивидуальные задания следующим руководителям: 1.Директору
Макарьевской школы – «Нравственное воспитание в старших классах». 3.Директору
Спасской школы – «Привитие учащимся навыков деловитости…». При инспекционных
проверках анализировались планы самообразовательной работы.
Требования к
педагогам были высокие. Об этом говорит приказ 1941 года «Учителей (перечислено
10 человек) освободить от занимаемой должности как методически неподготовленных».
С целью
повышения профессиональной компетентности педагогов в те годы также проводилась
аттестация. В книге приказов 1945г. говорится только о присвоении I, самого низкого, разряда
педагогическим работникам со стажем до 5 лет. II разряд присваивался по окончанию высшего
учебного заведения. О присвоении других разрядов информации в книгах приказов
нет. Некоторые категории (например, учителя немецкого языка ) проходили
аттестацию в Кирове.
Кем только не
приходилось быть учителям! Например, пропагандистами, агитаторами. И по этому
направлению им тоже приходилось повышать свою квалификацию, но уже в обкоме
партии. В годы войны при Домах культуры были лекционно-экскурсионные бюро, куда
также входили учителя. В каждой школе были методисты по ликбезу (приказы
1942г.). Педагоги мобилизовались на уборку урожая.
В школе, как и
в обществе, всегда что-то менялось: программы, системы, подходы к оценке знаний
учащихся. Например, в 1970 г.
школы переходили на трехлетнюю систему обучения
в начальных классах, и учителя не остались без поддержки: сначала прошли
обучение завучи при Халтуринском педучилище, а затем учителя 1-х классов, были
назначены консультанты для оказания практической помощи учителям 4-х классов по
математике и русскому языку.
Требование к
высокому качеству знаний учащихся было актуальным во все времена. По книгам
приказов 1944, 1945 г.г.
можно сделать вывод, что проводились «весенние испытания школьников»,
контрольные работы по единым текстам. К этим мероприятиям была очень серьезная
подготовка: за каждой школой закреплялись общественные инспектора, проводилась
разъяснительная работа. Пятибалльная система оценки знаний учащихся была
введена комитетом народного просвещения РСФСР 10 января 1944г. приказом №24 «О
применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения
учащихся».
Словом, образованию
подрастающего поколения, несмотря на все тяготы того времени, уделялось
достаточно большое внимание, т.к. правительство и правящая партия были убеждены
в том, что вклад в образование – это вклад в будущее страны.
Райпедкабинеты,
как уже было сказано, появились в 1938 году. Во главе этой структуры стояла,
как и сейчас, заведующая. Руководители райпедкабинетов часто менялись. Можно
предположить, что причиной тому был большой объем работы и социальная
незащищенность этой категории (низкая заработная плата, не идет льготный стаж,
нет льгот по коммунальным услугам, в настоящее время не выплачиваются «сельские»).
Дольше других заведующей работала Перминова Нина Аркадьевна, ее сменила
Перминова Людмила Ивановна, затем Суворова Тамара Александровна и Василец
Алевтина Ивановна, я работаю в этой должности с 1986г.
Изначально
методические кабинеты решали задачу повышения профессионального уровня
руководителей и педагогов образовательных учреждений в межкурсовой период.
Методическая служба всех уровней – это единственная структура, которая не
контролирует, не составляет предписания, не наказывает, а действительно стоит
на службе учителю. Когда я начинала свою деятельность, в районе было 29 школ и 39
детских садов. Работали кустовые методические объединения при Спицынской,
Макарьевской, Боровской, Отворской школах. В конце 90-х годов, из-за миграции
населения, число учащихся, учителей сократилось. Закрылись ведомственные
детские сады, малочисленные школы. Кустовые методические объединения
ликвидировались, была организована работа районных методических объединений,
проблемных, творческих групп, инновационных площадок.
С начала перестройки новации в образовании
идут непрекращающимся потоком: не успевшие освоиться и проанализироваться одни,
начинаются другие. У директоров школ даже появилась шутка: «Как бы так
развиться, чтоб не развалиться!». Каких усилий от педагогов и руководителей
требует начавшийся в настоящее время процесс стандартизации! А ведь курсы пока –
раз в 5 лет! Пять лет между курсами с педагогом работает школьная и муниципальная методическая служба, а
поскольку методическая служба I
уровня есть только в 4-х школах и одном детском саду, то ее функции приходится
выполнять методкабинету. Сегодня методическая сеть района представлена 18
методическими объединениями, 6 проблемными группами, 2 инновационными
площадками, 4 опорными (по актуальным проблемам образования) опорными школами.
Все наши
сотрудники - состоявшиеся в профессии люди, пришли на работу в методкабинет с
должностей директоров и завучей, они активные участники и призеры областных
профессиональных конкурсов: проектов в сфере молодежной политики (О.В.Скокова),
«Родные тропинки Вятской глубинки» (Л.А.Елизарова»), «Начинаем урок»
(С.Ю.Жданова).
Наша
методическая служба – это не только ее штатные работники, это еще большой
методический актив, руководители профессиональных объединений, (большинство из
которых - стажисты в своем деле), педагогический коллектив опорной по
методической работе Спицынской школы, на базе которой проходит большинство
учебно-методических мероприятий. Высокий кадровый потенциал специалистов
методического кабинета создает условия для работы нашей структуры на основе
модели управленческого консультирования.
При поддержке
специалистов методического кабинета 22 педагога стали победителями конкурса лучших
педагогических работников в рамках приоритетного национального проекта
«Образование». Опыт Г.А.Зубаревой, В.В.Сенниковой, С.Я.Багиной (шк.с.Макарье), Л.А.Краевой,
Л.В.Туровской, С.Г.Субботина (шк.п.Л.Искра), А.И. Куршаковой, С.В.Плехова
(шк.п.Комсомольский), О.В.Поздиной, Т.Н.Мамаевой, С.В.Селезневой, Н.Е.Матюшовой
(шк. п.Юбилейный), Е.Г. Ляминой (шк. д.Зайцевы), С.Л.Маниной (шк.с.Боровка), Е.А.Макарушкиной
(шк. п.Карпушино) и др стал достоянием педагогического сообщества области.
Методическая служба нашего района - победитель
регионального и дипломант Всероссийского конкурса «Муниципальная методическая
служба – образованию России!», дипломант областного конкурса «Муниципальная
методическая служба – новой школе!», областного образовательного Форума
«Открытость.Качество.Развитие», участник сетевой школы методиста, проводимой
АППК и ПРО (г.Москва) на ее сайте, межрегиональных научно-практических
конференций.
Деятельность
кабинета сегодня направлена на решение главной задачи – повышение квалификации
учителей в соответствии с национальной стратегией «Наша новая школа».
Постоянная
работа над собой, поиск и творчество определяют лицо нашего кабинета.
Спивак Татьяна
Сергеевна,
заведующая
методическим кабинетом
Котельничского
РУО
|