Конференция «Социально-психологические проблемы
личностного развития детей и подростков в современном мире»
30 мая я побывала на данной областной научно -
практической конференции. Впечатления таковы: конференция прошла очень
организованно, была насыщена нужными и интересными вопросами. Работа шла по
секциям: шесть линий, пять потоков. Каждый мог выбрать для себя любую секцию. Я
посетила в течение дня три секции. Первая «Тренинг по проблемам поло-ролевой
итенфикации и коррекции социальных стереотипов в восприятии пола» проведёна
Елькиной Е.А. Данный тренинг прошёл в темпе, живо и интересно. В ходе вопросов
и ответов на них было сделано открытие: несмотря на существенные психофизические
различия мужчины, и женщины, можно с ними находить точки соприкосновения, уметь
договариваться и всегда учитывать особенности противоположного пола.
Вторая секция называлась «Разрешение проблем
социализации детей и подростков посредством мозартики», её провела Лыскова
В.И. Это настольная игра, похожая на мозаику. Она даёт широкие возможности
определения и коррекции социального статуса личности. Игра захватывающая, очень
многогранная и совершенно новая. Она востребована для применения в практике
педагога - психолога.
Третья секция «Эволюция НЛП» была
проведена Пантюхиным Александром. Техника нейролингвистического
программирования всё шире входит в практику психологов. Способна приносить
высокие результаты при решении не только психологических проблем, но и
физиологических. Работа в секции понравилась тем, что было приведено много
практических примеров и продемонстрированы на участниках секции некоторые
приёмы и способы решения проблем. За НЛП - большое будущее.
Но я была не только участником секций для коллег,
но и сама провела открытое практическое мероприятие, содержание которого
прилагаю ниже.
Тема: Мама- как много в этом слове…
Цель: Поговорить о
том, за что нам нужно ценить и беречь мам и как к ним надо относиться. Выпустить
стенгазету «Наши мамы».
Материалы:
стихотворение Елены Благининой «Разговор о маме», И. Ф. Панькин «Откуда у
моряков взялась сила», рассказ «Сыновья» Евгения Чарушина, «Три сестры»
(татарская сказка), презентация песни «О маме» (Д. и В. Трубачёвы), ватман,
фломастеры, клей-карандаши, карточки с незаконченными предложениями, расходный
материал для коллажа: многочисленные варианты фотографий женских лиц с
причёсками; фотографии вариантов женской одежды; фотографии вариантов букетов
цветов; на доске плакат с темой занятия и пословицами о маме.
Ход занятия.
1.Индуктор
1.1. Презентация песни «О маме».
1.2. Стихотворение
Елены Благининой «Разговор о маме». (Объявление темы и цели занятия).
От чистого сердца
простыми словами
Давайте, друзья,
потолкуем о маме.
Мы любим её как
хорошего друга
За то, что у нас с
нею всё сообща ,
За то, что когда
нам становится худо,
Мы можем всплакнуть
у родного плеча.
Мы любим её и за
то, что порою
Становятся строже в
морщинках глаза,
Но стоит с повинной
прийти головою,
Исчезнут морщинки,
умчится гроза.
За то, что всегда
без утайки и прямо
Мы можем доверить
ей сердце своё,
И просто за то, что
она наша мама
Мы крепко и нежно
любим её!
2.Первый
этап. (Дети делятся на группы по 4
человека). Практическая работа по изготовлению коллажа на образ мамы. (Свой
коллаж выполняет каждый участник в отдельности).
2.1.Постановка
проблемного вопроса: как нам на деле доказать, что мы любим и ценим маму?
(работа в группах)
2.2.. Сначала
расскажите о своих мамах с помощью коллажа и пояснений к нему. Выберите на
столике необходимый расходный материал.
2.3.После того, как
коллаж готов, дети пишут на карточках, что приятное они могут сделать для них
(незаконченные предложения). Они следующего содержания:
- Моя мама
(какая?)…..
- За что я люблю
свою маму?
- Что сегодня я
могу сделать для мамы?
- Что полезного для
мамы могут сделать мальчики?
- Что необходимо
для мамы делать девочкам?
2.4.Незаконченные
предложения, дописанные детьми, зачитываются вслух и рефлексируются психологом.
3.Второй этап. Работа с литературными произведениями.
3.1..Подготовка и
прослушивание содержания легенды И. Панькина «Откуда у моряков взялась сила»
(читает заранее подготовленный ученик).
3.2.Творческое
задание после прослушивания данного произведения: продолжить историю о сыновьях
и матерях (работа в группах). Проверка задания.
3.3..Чтение и
рефлексия рассказа Евгения Чарушина «Сыновья». Всегда ли ты видишь, какая
помощь нужна маме? Что мальчики могут сделать для своих мам в качестве помощи и
поддержки? Что ты делаешь для своей мамы? Заслушивание ответов детей.
3.4..Работа над
татарской сказкой «Три сестры». Знакомство с содержанием. Рефлексия:
справедливо ли поступила белочка? Можно ли было двум сёстрам избежать
наказания? Легко ли было достичь счастья третьей сестре? Что девочки могут
делать для счастья мамы?
3.5..Общий вывод.
Какую пользу каждый из вас извлёк из произведений, взятых на это занятие?
4.Ответ на
проблемный вопрос. Представители от групп зачитывают обобщённые ответы на
данный вопрос. Они звучат примерно так. На деле надо: всегда быть честным,
открытым, доверять во всём маме, оказывать посильную помощь по хозяйству, не
огорчать её своим плохим поведением, заботиться о её здоровье, не грубить, быть
послушным, почаще стараться делать маме что-нибудь приятное, знать её
индивидуальные особенности: любимый цвет, любимые цветы, любимое блюдо, любимое
занятие, любимые места отдыха и т. д.
5. Выпуск
стенгазеты «Наши мамы» к родительскому собранию. Все коллажи и карточки с
дописанными незаконченными предложениями наклеиваются на ватман и получается
интересная стенгазета.
6.Занятие окончено.
Спасибо за работу!
Г.И. Фукалова, педагог-психолог МКОУ СОШ п. Юбилейный
|