Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». В рамках плана мероприятий, посвященных 90-летию Котельничского района, на прошедшей неделе на базе Спицынской школы состоялись педагогические чтения «С любовью к родине моей». Участниками их стали руководители и педагогические работники образовательных организаций района, специалисты и методисты управления образования. Краеведческое направление в работе образовательного учреждения всегда актуально: оно вне времени и вне политики, а также прекрасная возможность формировать у наших воспитанников качества патриота, гражданина и просто порядочного человека. Организаторы мероприятия преследовали цель пополнения методического аппарата педагогов материалами о знаменитых людях, достопримечательных исторических и природных объектах, культуре, традициях, быте людей, населявших и населяющих территорию нашего района, промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере. Педагогам, конечно, близка тема образования, поэтому они с интересом слушали лекцию директора Дома детского творчества В.Л.Манин о развитии системы образования района от военного до перестроечного периода. И, ведь действительно, можно было говорить о развитии: сколько было школ, как поддерживались учебный процесс, педагоги и ученики! Например, в 1943, военном году,70 педагогов направлено на заочную учебу. Проезд на сессию оплачивался за счет РОНО. Успешно обучающиеся студенты от платы за обучение освобождались! В 1960 году проводились отборочные соревнования школьников по легкой атлетике и велогонкам (!) для комплектования сборных команд на областные соревнования, где обеспечивалось питание участников из расчета 15 рублей в день. Путеводители по своим населенным пунктам представили учителя школ с.Боровка (Т.А.Нагаева, С.Л.Манина и Е.И.Матина), п.Карпушино (Г.В.Белолипецкая), д.Зайцевы (Н.Н.Банникова, воспитатель д/с «Колосок»), с.Макарье (Г.А.Зубарева) Участники мероприятия еще раз убедились, что в каждом поселке, селе, деревне есть интересные объекты, которые с удовольствием посмотрят, а, может, даже откроют заново дети, гости и местное население. 2020 год объявлен президентом Годом памяти и славы, поэтому были выступления, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Г.В.Белолипецкая рассказала о деятельности детского дома в п.Карпушино, где размещались эвакуированные из Ленинграда дети. О.В.Скокова и С.А.Селезнёва (шк.Родичи) представили материал о земляках, участниках войны и тружениках тыла, который они собрали вместе с учениками. Выступление Светлана Алексеевна сопровождала стихами поэтов-земляков. О родниках, обладающих, по преданию, магической силой рассказала Е.Г.Лямина учитель школы д.Зайцевы. По ставшей уже традиции, выступление она закончила стихами собственного сочинения. Анатолий Гребнев – поэт–классик, его творчество стоит в одном ряду с поэзией С.Есенина и Н.Рубцова. Опыт знакомства школьников с творчеством поэта-земляка представила С.А.Хрулёва (шк. п.Юбилейный). Практически каждый реальный объект имеет, или может иметь своё собственное наименование. Географическое название не бывает случайным, его дает общество. Сельские микротопонимы — уникальная, но в то же время исчезающая лексика. Её постепенный уход объясняется очевидными причинами — исчезают сельские населённые пункты, меняется образ жизни современных сельчан. К тому же, микротопонимы не отражаются ни в каких документах, а лишь хранятся в памяти небольшого круга людей, имеют небольшой ареал распространения и употребления. Поэтому изучение топонимии сельских населённых пунктов является одним из актуальных направлений современной топонимики. О создании атласа топонимов с.Александровского рассказала его житель, воспитатель дошкольной группы школы д.Родичи, Т.Ю.Елисеева. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Систему краеведческой работы учреждения представила Н.В.Юдинцева, старший воспитатель детского сада «Ленок» п.Юбилейный. Г.П.Гулина, учитель школы п.Л.Искра, рассказала о 50-летний профессиональной деятельности заслуженного учителя РФ своей школы Л.В.Туровской. Закончились педагогические чтения мастер-классами Т.А.Нагаевой (шк. с.Боровка) и Т.И.Балыбердиной (шк. п.Карпушино) по изготовлению коллажей из природного материала. Подводя итоги мероприятия, его участники отметили, что получили немало новой информации и идей для дальнейшей работы. Организаторами также была поставлена задача систематизации и наглядного представления имеющихся в образовательных учреждениях краеведческих материалов |