У каждого
ребенка есть способности и таланты. Талантливы все! Но чтобы дети смогли
проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Важно,
чтобы ребенок с раннего детства ощущал себя успешным. Успешным может быть любой
позитивный шаг, инициатива. Если ребенок застенчив – то это нисколько не
помешает ему быть успешным. Важна доброжелательная атмосфера, готовность
взрослого поддержать, похвалить и оценить каждый успешный шаг. Если ребенку
удастся добиться успеха в школе, то впоследствии ему легче стать успешным и во
взрослой жизни. Он приобретает такие свойства личности, как уверенность в себе,
коммуникативность, самостоятельность, умение принимать собственное решение и
разрешить проблему. Отсутствие состояния успеха можно сравнить с отсутствием
иммунитета к вирусу. Такой ребенок подвержен воздействию неприятных ситуаций,
он нерешителен, ему труднее преодолевать неудачи. С
неудачами сталкиваются все дети и в процессе игры, и в период обучения. Одни не
боятся неудач и после них лишь сильнее начинают стараться, а другие быстро
теряют интерес к делу, когда что-то не получается. Чтобы
у ребенка появилось желание добиваться чего-то своими силами, у него должна
быть возможность действовать самостоятельно. Позволяйте ему самому справляться
с поставленными задачами. Речь идет не только об учебе, но и бытовых трудностях.
Запаситесь терпением и дайте ребенку «помучаться» с завязыванием шнурков,
мытьем тарелки или собиранием пазла. Играя, помогайте советом, но не
подсказывайте раньше времени и, тем более, не выполняйте задание в одиночку. Конечно,
ребенок будет часто ошибаться. Но он сможет видеть результаты своих усилий.
Если же мама с папой порываются сделать что-то трудное за него, у малыша
сложится впечатление, что он не может или не должен пытаться. Таким образом,
постепенно теряется уверенность в себе и стремление добиться успеха. Родители
могут переоценить или просто проигнорировать реальные способности ребенка и постоянно
требовать от него то, чего он не может добиться: отличных оценок, призовых мест
в соревнованиях или конкурсах и т.д. Оказывая чрезмерное давление на ребенка,
вы рано или поздно получите результат, обратный желаемому. Иногда
родители для «подстегивания» ребенка говорят: «Если не напишешь контрольную на
«5» — лишишься компьютера». Такие условия, возможно, будут иногда срабатывать,
но они загоняют ребенка в стрессовую ситуацию, и он добивается результатов
из-за страха, а не потому, что понимает важность хорошей учебы. Не
нужно и слишком часто обещать ребенку награды в виде новых игрушек, сладостей и
т.д. за какие-либо достижения. С таким подходом дети не видят истинный смысл
своих достижений. Направляйте ребёнка на личный успех, ведь во взрослом
возрасте наши маленькие победы над собой далеко не всегда оплачиваются
материально. Не
забывайте о личном примере. Ожидая от ребенка успехов в спорте, проявляйте сами
интерес к физической активности. Требуя, чтобы малыш больше и лучше читал,
показывайте, что вы сами любите книги. Дети легко перенимают родительские
привычки. Хвалите
детский труд больше, чем достижения. Тогда у ребенка сложится правильное впечатление,
что упорная работа — ключ к успеху.
Психолог
Т.Василькова |